Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Счётчик
Фото недели
Специфика и особенности коррекционно-развивающего процесса детей коррекционных классов при Цхинвальской школе-интернате

Козаева Гульнара Ролландовна

Кандидат педагогических наук,

Уполномоченный по правам ребенка

Республики Южная Осетия,

Гагиева Оксана Гавриловна

Педагог-психолог коррекционных классов

Цхинвальской школы-интерната

Республики Южная Осетия

 

 

 

Специфика и особенности коррекционно-развивающего процесса детей коррекционных классов при Цхинвальской школе-интернате

 

Аннотация

В статье говорится об особенностях работы с детьми коррекционных классов Цхинвальской школы-интерната, отмечается роль педагога - психолога в коррекционно-развивающем обучении детей, а также в преодолении «особенным» ребенком трудностей общения в семье и вне семьи.

 

Ключевые слова

Педагог-психолог, коррекционный класс, коррекционно-развивающее обучение,  «особенный» ребенок.

 

В последнее время в обществе растет понимание необходимости изменения отношения к ребенку-инвалиду, которое связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума [2; С. 222]. Система общего образования становится более доступной для детей, имеющих различные нарушения в развитии. В Республике Южная Осетия также наметился переход от изоляции детей с ограниченными возможностями к интеграции в среду здоровых детей. Примером может служить то, что в обычных школах стали обучаться «особенные дети», дети из коррекционных классов переходят в обычные классы. В последнем случае трудно переоценить роль педагога-психолога.

Основными направлениями работы психолога коррекционных классов Цхинвальской школы-интерната являются диагностическая работа, коррекционно-развивающая, психологическое консультирование и просвещение, профилактическая работа, профориентационная работа, организационно-методическая работа.

Психокоррекционные приемы направлены на использование естественных движущих сил психического и личностного развития. Такими силами являютсядеятельность ребенка, система его отношений с окружающим миром, которые значимы для него, ярко индивидуально окрашены, насыщены острыми эмоциональными переживаниями.

В результате таких переживаний происходитперестройка элементов сознания и самосознания.[3; С.182].Это очень важно для детей с особенностями развития.

Вся работа в отношении 23 детей коррекционных классов при Цхинвальской школе-интернате направлена на изменение поведения и развитие личности. Примерная половина детей с диагнозом ЗПР и СДВГ. Для этих детей высока возможность интеллектуального развития, несмотря на замедленный темп психических процессов и связанных с ней высокую истощаемость и трудность в усвоении знаний. Дети отстают в словесно-логическом мышлении. Им сложно анализировать и обобщать,  в результате речь лишена ясности и логики. Для них характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание.

Другая половина детей – дети с отклонениями интеллектуального развития. К ним относятся дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Из них обучению поддаются лишь дети с легкой корректируемой степенью умственной отсталости. Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками.Дети учатся писать,читать, считать.

Большое значение в работе с такими детьми является трудовое обучение. Трудовое обучение направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

Еще одна основная проблема таких детей –коммуникативные проблемы в семье – с родителями, родственниками и трудности общения вне семьи. Психолог регулярно проводит разъяснительную коррекционную работу с родителями и педагогами, направленную на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания.

В частности, психолог использует: родительский тренинг (повышение родительской компетентности); тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психолога с ребенком; организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).

Для преодоления трудностей общения вне семьи – со сверстниками, воспитателями, учителями психолог проводит коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений); игровую коррекцию поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);социальную терапию (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым) [1; С.12].

Несмотря на то, что коррекционные классы находятся под пристальным вниманием дирекции школы, а также соответствующих государственных институтов, организация деятельности коррекционных классов требует от организаторов большего профессионализма, как в обеспечении кадрами, так и выстраиванием отношений с родительским сообществом. Зачастую, мнение родителя по поводу отношения к «особому» ребенку не совпадает с мнением психолога и педагогов, работающих с детьми. Родителю бывает трудно принять ребенка таким, какой он есть. И в этом также неоценимой будет роль психолога, как посредника между «особенным» ребенком и его родителем (родителями).

Как было отмечено выше, нередки случаи, когда дети после нескольких лет обучения переводились в обычный класс. И это самое главное достижение коррекционных классов. Поэтому необходимо развивать методы и приемы, способствующие наибольшей социализации детей и обучению элементарным навыкам (в случае «тяжелых» детей). А для этого необходимы профессиональные кадры и четкая организация обучения «особых» детей. Таким образом, одним из оснований для определения стратегических и тактических перспектив развития как всей системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, так и отдельных ее отраслей является концепция коррекционного обучения в обобщенном, и инвариантном видах.

Постоянное внимание государства и его участие при реализации концепции необходимо, ибо, по мнению авторов, является одним из важнейших элементов государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей.

 

Список использованной литературы:

1. Богданова Александра Александровна, Вовк Валентин Николаевич Концепция коррекционно-развивающего обучения как фактор модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2013. №4. С.12

2. Ситаров В.А., Глаголев С.Н., Шутенко А.И., Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития // Знание. Понимание. Умение. 2011. №3.  С. 222

3. Ситаров В.А. Социально-педагогические подходы и практики организации доступной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Знание. Понимание. Умение. 2014. №4.  С. 182.

© Козаева Г.Р., Гагиева О.Г., 2020г

РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (17 октября 2020 г, г. Казань). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. – 237 с. https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-328.pdf

Категория: Публикации | Добавил: zadetruo (01.12.2020)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Другие органы власти

   Президент РЮО
   Правительство РЮО
   Парламент РЮО
   МИД РЮО

Полезная информация

  Взыскание алиментов
  Защита жилищных прав


Статистические данные


Друзья сайта

АЛАНИЯинформ
Детские праздники
Детские праздники